Моя дочь доросла до момента, когда ей стали интересны понятия: врать или придумывать.
В чем разница? — спрашивает она.
Столкнулась ли она с враньем на улице или в саду, сочиняет ли сказки перед сном с мамой или выдумывает небылицы с подружками, процесс развития естественен, его не остановишь…
Какими бы честными не были родители, рано или поздно ребенок познакомится с неправдой. А будет ли он врать или просто остановится на выдумывании необычных историй, зависит от родителей.
Если ребенок сам просит объяснить вам разницу между: врать и придумывать, радуйтесь! Перед вами открывается прекрасная возможность рассказать тонкости этих двух определений.
Как лучше это сделать?
Для начала попробуйте объяснить, чем принципиально отличается вранье и выдумка, расскажите про выгоду.
Потом продемонстрируйте отличие на простых примерах, берите истории из своей жизни, события из жизни ребенка. Выдумывайте истории приближенные к реальной жизни.
Приводите два примера, где один и тот же герой будет врать и придумывать в разных ситуациях, просите ребенка определит, где вранье, а где выдумка.
Несколько примеров из наших с дочкой обсуждений, причем она была главным инициатором беседы 🙂 :
Пример№1
В комнате Лиза и её подружка, они играют, бегают. Вдруг Лизина подружка задевает вазу, та разбивается, входит мама. Кто разбил вазу? – стандартный вопрос в такой ситуации. Лизина подружка (Конечно не Лиза, она ведь не врет ;)) кричит: не я, Лиза, испугавшись, молчит…
Спрашиваю у дочки: Подружка соврала или придумала?
Лиза: соврала
Я: почему?
Лиза: хотела выгоду, чтобы её не наругали…
:)…
Пример№2
Мама гуляет с Лизой на детской площадке. После прогулки идут домой. Лиза начинает рассказывать: Мама, ты представляешь, я сегодня подружилась с маленькими мышками, мы целый день бегали и играли вместе, а потом они угостили меня цветочным нектаром…
Спрашиваю: Лиза мне соврала или придумала?
Лиза (улыбается): придумала.
Я: почему?
Лиза: выгоды нет, мне, наверно, просто скучно было :), вот я и выдумала себе друзей.
:)…
Пример№3
Мама заходит в комнату, а там все игрушки разбросаны, некоторые даже сломаны. Мама спрашивает, кто это натворил. Лиза отвечает: Петухи…
Спрашиваю: Лиза соврала или придумала:
Лиза молчит. (У нас часто шалят петухи, это любимая Лизина отговорка)
Объясняю: Ты соврала, чтобы получить выгоду: избежать недовольства или даже наказания, свалив вину на петухов. А т.к. ты знаешь, что врать плохо, и в комнате больше никого кроме тебя нет, ты сразу выдумала петухов.
Лиза улыбается…
:)…
Получай интересные статьи к себе на почту:
Очень хорошо Вы придумали разграничивать обман и выдумку. Ребенок и думать учится!