Игра, как деятельность ребенка

Янв 12, 2012 Юлия Вещагина

Все взрослые когда-то играли… в куклы, в машинки,  играли друг с другом, играли в прятки-догонялки. Мы жили игрой, тоже делают сейчас и наши дети.

игра, как деятельность ребенкаВообще игры и дети – это неразделимые понятия. Там, где есть дети – всегда игра, а там где только затевается игра, обязательно прибегут дети. 🙂

Некоторые взрослые стесняются игр, почему? Неужели они в детстве своем не играли? Или быть может, они просто забыли о такой удивительной деятельности, как игра? Или считают себя настолько важными, что смотрят на детские игры снисходительно, стараясь не принимать участия в детских забавах.

Другие играют скучно и неинтересно, взрослые как будто здесь и в тоже время где-то далеко. Внимание их рассеянно, игра их безжизненна, а мысли лишь дожидаются конца игры.

Взрослые знают, что с детьми надо играть. Надо? Для кого-то игра с ребенком – это приятное время провождение, для другого вынужденная необходимость, а третий вообще старается избежать игр. Отчего у взрослых такое разное отношение к детской игре, к такой важной деятельности маленького человека?

Опыт, свой и чужой одновременно.  Пусть многое мы не помним из своего детства, информация все равно есть у нас в подсознании. Родители были строги к нам и требовали послушания, мы будет также вести себя по отношению к своим детям. Родители были чуткими и внимательными, часто болтали с нами и путешествовали, наша манера общения будет похожа на родительский стиль общения.

В современных условиях мама получила возможность больше времени тратить на взаимодействие со своими детьми, ведь в её арсенале большой отряд бытовой техники. Большую часть работы по дому за женщину выполняет именно техника. И как следствие высвобождается время, которое каждая мама тратить по своему усмотрению: либо она посвящает это время своим детям, либо себе любимой. Тут важно найти баланс, как и в любом другом деле. 🙂

игра, как деятельность ребенкаСовсем малыши еще не знают что такое игра, они исследуют этот мир. Универсальными играми для самых маленьких будут песенки и потешки. Такое общение со взрослыми обогащает их знания об окружающих. Это взрослые играют  с детьми, ребенок же получает определенный опыт.

Научившись сидеть, ползать и ходить, исследования ребенка продолжаются, ассортимент его игрушек расширятся, вот только внимание особого он им не оказывает. Все остальное, такое запретное и важное, очень интересно для него. Если годовалого или полуторагодовалого малыша оставить наедине с новой игрушкой, он повертит её несколько минут и забросит.

Частенько взрослые считают, что купить игрушку ребенку достаточно. Ведь игрушка специально предназначена для детей, а это значит - ребенок должен знать, что с ней делать. Но ребенок НЕ ЗНАЕТ… для него игрушка такая же вещь, как любая коробка из-под обуви или кастрюля, отличие лишь в цвете. Современные игрушки стремятся к совершенству, предоставляя всю гамму цветов, а их функции порой становятся загадкой для самих взрослых.

Годовалый малыш – продолжает свои исследования. Все чем занят малыш для взрослых – это игра, а для ребенка – неоспоримый  исследовательский процесс. Приблизительно в этом возрасте родителям необходимо не просто давать ребенку игрушку, а демонстрировать все, что с ней можно делать. И это касается не только игрушек: любые коробки и банки, мешки и пакеты, кубики и мячики, с ними можно придумать бесчисленное количество игр. Игры - так называют это взрослые, для ребенка же это очень важная деятельность по изучению мира.


Лишь к 1,5 – 2 годам у ребенка появляется понятия игры, как таковой. В первую очередь ребенку помогают осознать  игру – как определенный вид деятельности - сюжетно-ролевые игры. И, конечно, главную роль в этом осознании играют родители или братья и сестры, если есть :). Социализация ребенка будет происходить чуть позже, поэтому на данном этапе развития общение с родителями помогает детям усвоить основы игры.

Не пренебрегайте в этом возрасте игрой со своими детьми. В любом случае подросший ребенок будет играть, независимо оттого играли вы с ним или нет, но то, КАК он будет это делать, зависит от вашего взаимодействия в этот отрезок времени.

Не надо быть сто пядей во лбу, чтобы играть со своим ребенком. Если вы не любите играть, просто продемонстрируйте малышу все, что можно делать с игрушкой:

игра, как деятельность ребенкакуклу

  • положите спать,
  • покормите,
  • переоденьте,
  • помойте,
  • причешите;

машинку

  • покатайте,
  • попускайте с горки,
  • постройте гараж,
  • заправьте,
  • помойте.

Покажите ребенку, как игрушки могут разговаривать друг с другом, придумайте различные сюжеты, нарядитесь в различные костюмы и поиграйте в разные роли.

Конечно, все это можно и не делать, ребенок сам найдет себе занятие, но демонстрируя ему различную деятельность, вы тем самым стимулируете его фантазию. Пусть сейчас он не может играть один, но это сейчас, ведь основное общение на данном этапе развития происходит именно с мамой и папой. Еще каких-то пару лет и у ребенка будут игры уже со сверстниками, тогда вы сможете лишь наблюдать, вас ни за что не пригласят в детскую игру, даже если вам безумно захочется. 🙂

В стародавние времена у родителей не было возможности уделять столько внимания детям, сколько сейчас есть у современных мам и пап. Но если уж у нас есть такая возможность, почему бы не воспользоваться ей, и не сделать общение с нашими детьми еще продуктивнее?

Подпишитесь на обновления сайта и получайте новые статьи прямо себе на почту:

Похожие Посты

Добавить в

11 комментариев

  1. Очень люблю поиграть с ребенком. Всегда показываю ВСЕ что можно делать с игрушкой. Ведь дети в маленьком возрасте учатся на примере родителей.

  2. А я бы и сейчас с удовольствиемво что-нибудь поиграла, но ребенок дорос до компьютера и ценность обычных игр резко снизилась((

  3. у нас парнишка растет.
    с 2-х лет самостоятельно играет конструкторами, машинками.
    а самостоятельно играть, но понемножку, начал примерно
    в 1,5 года.
    очень любит помогать взрослым в их делах — готовить кушать, мыть посуду, развешивать-снимать белье.

  4. Безусловно детям нужно играть с мамой и папой. Но только не всегда 🙂 а много. Со сверстниками тоже нужно играть, да и одному полезно играть.

  5. Очень важно играть с детьми. И с теми, что уже постарше. А то на уме одни компьютерные игры.

  6. Детям всегда интересно играть вместе с мамой или папой.

  7. Очень полезная статья. Обязательно учту, когда будут свои дети=)

  8. А сколько лет дочке? У нас такое до 3 лет было.

  9. У меня дочка предпочитает играть со мной, если отвлекаюсь, тут же бежит, зовёт и тянет за руку обратно.

  10. Игра — это сама жизнь для ребенка. Он не отделяет игру от серьезной деятельности, ведь она и есть самая серьезная деятельность для малыша.
    Мне очень нравиться высказывание по этому поводу Сухомлинского :»Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

    Поэтому, Вы правы, ни в коем случае нельзя недооценивать важность игры в жизни ребенка. И чем больше родители участвуют в детских играх, тем шире детский опыт и тем значительнее их успехи.

  11. Мы до 3 лет активно играли с дочуркой. А, сейчас наступил такой период, что дочурка периодически уже хочет играть сама:)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *