Вы только читаете сказки? Но ведь еще можно в них играть. Знаете ли вы, что игры по мотивам сказок, очень любимы многими детьми, ведь их легко запоминать, и в них легко играть.
Скорее всего, я не открою Америки, если скажу, что сюжет любимой сказки, может стать сюжетом многих игр.
Так было у моей дочери. Я читала ей много сказок, а потом как-то решила взять за основу игры — сюжет сказки «Гуси-лебеди». И что вы думаете? Весь последующий год – эта была наша любимая игра. Конечно, было много и других игр, но «гуси-лебеди» — был бестселлером. Мы могли играть в них по сто раз на дню, я предполагаю, это произошло потому, что именно эта сказка стала первой, в которую мы стали играть. Спустя два с половиной года мы все еще брали за основу «гуси-лебеди», хотя сказку эту давно не читали.
А как интересно наблюдать за ребенком, который увлечен игрой по мотивам сказок. Как в начале, он с ювелирной точностью повторяет всю сюжетную линию, в дальнейшем добавляет все новые и новые элементы. Другой малыш возьмет всего лишь главных героев и придумает свой сюжет. Третий к основным героям притащит ворох дополнительных игрушек и сделает сказку неповторимой.
У каждой сказки есть сюжет, у игры соответственно тоже. Начиная какую-либо игру, я уже знаю приблизительно, что мне понадобится. Иногда игра проходит так стремительно, что реквизиты приходится придумывать на ходу.
Раз уж я начала со сказки «гуси-лебеди», возьму её как пример.
Яблоней может стать любое комнатное растение, карандаш воткнутый в пластилин с кусочками бумаги, даже швабра;
речкой – полотенце, шарф или покрывало,
печкой – стул, стол, какая-нибудь коробка, вообще все что угодно, самое главное не ограничивать свою фантазию…
Но есть сказки-игры, где лучше бы подготовиться заранее, особенно, если вы хотите в игру добавить элементы обучения. В игре вся информация запоминается сама собой без усилий, т.к. ребенок вовлечен в процесс.
Помните, что в одну и ту же сказку можно играть разными способами:
можно переодеваться в соответствующих героев,
можно назначить героями — кукол и плюшевых медвежат,
в дороге можно играть миниатюрными игрушками,
можно сделать героев своими руками из всего на свете: бумаги, тряпок, палок, веточек, ластилина и пр.
Можно устроить настоящее представление в театре, рассадить всех кукол-посетителей, предварительно продав им билеты.
Не думайте, что вы тратите время зря, играя с ребенком, он смотрит на вас, впитывает вашу игру. Будьте искренни.
Когда малыш маленький, мы знакомим его с разными игрушками, показываем, что мяч можно катать и бросать, машинку можно возить и т.д. А когда ребенок подрастает, кажется, что он должен сам догадаться, что делать с игрушками. Конечно, это так, он знает. Но почему же так внимательно наблюдает за игрой взрослых, иногда просит: «поиграй, я хочу посмотреть, как ты это делаешь…»? Он учится, он продолжает учиться новым способам управления игрой.
Если ребенок просит поиграть, значит ему скучно, а быть может, не хватает внимания, в любом случае, какая бы причина не скрывалась под этой просьбой, нам не следует отмахиваться от неё. Возможно, всего 10, 20, 30, 40 минут, а кому-то и 1,5 часа полноценного, качественного общения будет достаточно, чтобы в дальнейшем ребенок играл самостоятельно.
Психологи рекомендуют именно качественного внимания.
Что значит качественного?
Когда родитель находится рядом с ребенком все его мысли, взоры и слух обращены к ребенку.
Вспомните себя в детстве, когда мы играли, а мама звала нас обедать, ой, как тяжело было оторваться от игры, так почему же сейчас, став взрослыми мы соглашаемся поиграть с ребенком, но делаем это как бы из чувства одолжения, снисхождения?
Почему не вовлекаемся в игру с головой, как делали в детстве, почему играя с ребенком, продолжаем обдумывать меню на ужин или покупки на следующий день?
Мы такие Взрослые, такие Важные…, давайте опять превратимся в детей, хотя бы на время… И начнем сочинять сказки!
О, к детским играм отношусь со всей серьёзностью, есть профессиональный и житейский опыт:)
Я обожаю с детьми возиться)) играть с ними — это просто радость и счастье)) а тут еще заодно и привить ребенку полезные качества можно)) сказки ведь учат) сказка — ложь, да в ней намек)
Очень понравилась такая постановка игр, брать за основу игры любимую детскую сказку ребенка. И с известными сказками ребенок познакомиться и сам свою фантазию сможет проявить. Отличная идея.